Презентация на тему Формула Гириха. Гирихи в архитектуре

презентация по теме Формула Гириха. Гирихи в архитектуре
Проект на тему «Формула Гириха» подготовила Мутовкина Кристина, ученица 8-Б класса МБОУ СОШ №31 им. А.М.Ломакина Г. Курска 
Научный руководитель: Соломченко А.В. 
Здравствуйте! Меня зовут Мутовкина Кристина. Этим летом мне предоставилась возможность посетить город Самарканд. Посещая исторические и культовые сооружения Востока, я обратила внимание на замысловатый орнамент. Там их называют «гирих». Если мы посмотрим с вами вокруг, то увидим, что орнамент окружает нас повсюду. Он вечный спутник человека. На Востоке орнамент превратился в способ постижения мира. Основательность, разнообразие знаков и символов, которые стали своего рода кодами бытия, сформировали на Востоке особое миропонимание и мироощущение. С Древних времен математические и геометрические законы использовались при создании гармоничных произведений искусства, в первую очередь в оформлении архитектурных сооружений. Мне интересно было понять, как геометрия помогает создать приятные глазу человека восточные узоры и орнаменты. Все это подтолкнуло меня к исследованию геометрического строения орнамента. И сегодня вашему вниманию я представляю свой проект на тему «Формула гириха» Восторгаясь красотой восточных мечетей и минаретов, я удивлялась математической точности построений. Я ставлю перед собой цель попытаться раскрыть технические приемы оформления культовых сооружений Востока. Коран запрещает изображать людей и животных. Поэтому особую популярность приобрел геометрический орнамент. В нем часто встречается необычной геометрический элемент – гирих, что переводится с персидского, как узел или пучок. Он представляет собой причудливое переплетение многоугольников. Задача моего проекта рассмотреть четыре вида гириха, способы их построения с помощью циркуля и линейки. Все гирихи составлялись из правильных и звездчатых многоугольников, а также из частей этих фигур. При построении гириха также использовалась окружность и ее часть. Древние мастера брали за основу квадрат и его «производные». При построении орнамента они выполняли последовательное деление отрезка пополам, использовали египетский треугольник. Рассмотрим построение первого гириха. За основу беру квадрат. С помощью циркуля из каждой вершины квадрата строим дуги, радиусы которых равны стороне квадрата. В результате получается орнамент в форме лепестков. Соединяем отдельные гирихи и получаем цельный рисунок, который наполняется сочитанием цвета. Первая фигура состояла из частей квадрата и круга. Чтобы построить вторую, нужно с помощью линейки соединить вершины квадрата с соответствующими точками пересечения дуг. Теперь получается фигура, содержащая части треугольников - Звездчатый гирих. Из этих повторяющихся элементов, предварительно закрасив их, создаем новый орнамент. В обоих случаях орнаментальная решетка будет квадратной. Не маленький интерес представляет собой гирих, встречающийся в мемориальном ансамбле Шах – и – Зиндав в Самарканде. Я проследила в какой зависимости находятся элементы. Определила, сколько видов симметрии содержится в гирихе. 1. Центральная симметрия относительно точки О пересечения диагоналей А1 С1 и В1D1. 2. Четыре осевые симметрии относительно взаимно перпендикулярных осей АС и ВD, а также B1D1 и А1С1. 3. И еще одна интересная закономерность. «Восьмилепестковый цветок», обрамляющий центральный квадрат. И когда мы снова соединим отдельные гирихи, получим интересный орнамент. Рассмотрим четвертый гирих, который является основой красивого узора. Начертим квадрат и выполним последовательно следующие преобразования. Повернем квадрат вокруг точки пересечения диагоналей на 45 . Сотрем центральные отрезки. Получился невыпуклый шестнадцати угольник, углы которого равны 90 и 225 через один. Если теперь последовательно соединить гирихи, то получится замысловатый рисунок. Похожими орнаментами оформлялись фасады зданий на Мусульманском Востоке. Внутри мечетей ими расписывался михраб – ниша, в которой имам читал молитву. Отметим, что фигуры в композиции гириха имели не только религиозное, но и мистическое значение. Гирих подчеркивал величие и мощь, недостижимость высот, к которым стремился человек. Геометрический восточный орнамент скрывает в себе немало тайн. Искусствоведы и математики пытаются разгадать его формулу, скрывающую многие и многие закономерности. Это требует большой мыслительной работы, терпения и времени. Изучение даже одного вида орнаментов – гириха – открывает уникальные геометрические приемы, глубокие символические свойства и подлинную рукотворную красоту. А еще – историю целых народов, для которых орнаментальное искусство было одним из способов выражения религиозных идей и национальных традиций. Вывод: В ходе моего исследования цель, поставленная мной попытаться раскрыть технические приемы оформления культовых сооружений Востока была достигнута. Я выяснила, что существуют «Лепестковый», «Звездчатый», «Восьмилепестковый» и «Шестнадцатиугольный» гирихи, как они строятся и как они применяются в культовых сооружениях Востока. Задачи, которые я ставила вначале проекта были решены. Свой проект я хочу закончить Восточной мудростью, что в средние века на Мусульманском Востоке было распространено мнение, что геометрия очищает и совершенствует ум. Считалось, что не может совершить ошибку человек, постоянно занимающийся геометрией. Эта мысль прививалась с раннего детства. И я с этим полностью согласна.
Оставить комментарий

Комментарии содержащие ненормативную лексику или спам будут удаляться.

Ваш комментарий будет первым