Дополнительное образование как средство всестороннего развития личности

Опубликовано: 02/03/2015, в разделе Полезное

На современном этапе развития образования России можно выделить следующие его типы: общее, профессиональное и дополнительное. В этой статье речь пойдет именно о дополнительном образовании, его разновидностях, плюсах и минусах.

Многие родители сталкиваются со следующими вопросами: «Нужно ли подвергать ребенка дополнительному образованию?», «Какую область дополнительного образования следует выбрать?».

Для начала давайте разберемся со значением термина «дополнительное образование». ДО — образование, которое учащиеся получают в дополнение к основному. Основная его цель — получение новых или развитие уже имеющихся компетенций для удовлетворения образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании.

К видам дополнительного образования можно отнести следующие направления:

  • естественнонаучное;
  • художественное;
  • физкультурно-спортивное;
  • туристско-краеведческое;
  • техническое творчество;
  • социально-педагогическое (волонтерство, одаренные и талантливые дети, лидерство).

Дополнительное образование в России начало развиваться в первые годы прошлого века, когда Шацкий С.Т. создал культурно-просветительное общество «Сетлмент» (Москва, 1905).

Мы сейчас не будем углубляться в историю развития ДО, а лишь отметим, что внешкольное воспитание и дополнительное образование детей тесно переплетаются и взаимодополняются. Более того, внешкольное образование эволюционировало в дополнительное.

Преимущества дополнительного образования:

  • отвлечение от высоких нагрузок основного общего образования;
  • всестороннее развитие личности учащегося;
  • возможность достижения успеха в той или иной сфере ДО, а также профессионального становления в отрасли;
  • повышение уровня дисциплинированности;
  • повышение уровня социализации;
  • ликвидация стеснительности;
  • развитие настойчивости и опыта в достижении целей;
  • привитие ребенку тяги к прекрасному (музыка, рисование и т. д.).

Недостатки дополнительного образования:

  • большие затраты времени (особенно если это музыкальная школа или спорт);
  • возможное ухудшение успеваемости из-за нехватки времени;
  • финансовые затраты.

Как видите, плюсов у дополнительного образования существенно больше нежели минусов. Но как же дети относятся к тому или иному виду ДО? Если вы думаете, что все известные спортсмены с самого первого занятия были влюблены в свой вид деятельности, то вы ошибаетесь. У всех них был сложный старт, тяжелые шаги к успеху, взлеты и падения. Та же ситуация прослеживается с музыкальной школой и другими видами ДО. Здесь нужно понимать, что, возможно, вашему чаду поначалу не понравится какая-либо секция или кружок. Поэтому ребенку надо дать время для адаптации к новому кругу общения и нагрузкам, которым он подвергается. И абсолютно не важно о каких нагрузках идет речь: физических или психологических.

В заключение можно сказать, что дополнительное образование просто необходимо (!) для воспитания достойного члена общества. Если вы считаете, что ребенка могут подвергнуть слишком большим нагрузкам, то вы ошибаетесь. Ведь существует множество кружков, секций и подобного рода организаций. Все, что необходимо сделать — правильно подобрать сферу деятельности для ребенка с учетом всех его интересов, физических и психологических особенностей. При правильном подходе к дополнительному образованию успех просто неизбежен, чего и вам желаем!

Оставить комментарий

Комментарии содержащие ненормативную лексику или спам будут удаляться.

Ваш комментарий будет первым